«Использование таксономии Б. Блума для создания разноуровневых заданий»
"Всякое настоящее
образование добывается только путем самообразования"
Н.А. Рубакин
Качество знаний учащихся во многом определяется их интересом к предмету.
Интерес к предмету можно развивать во внеклассной и учебной деятельности,
совершенствуя методы и формы работы. Поскольку урок - основная форма обучения;
нельзя недооценивать его возможности в развитии познавательного интереса
учащихся. Стремясь сделать обучение более интересным, преподаватели все чаще
стараются применять элементы разнообразных интересных для них
технологии. Использование в учебном процессе новейших
педагогических технологии на сегодня являются актуальной проблемой. Системное
использование технологии обучение в учебном процессе позволяет преподавателю
переосмыслить цели образования, переориентировать свою профессиональную
деятельность на достижение конечного результата каждого этапа урока каждым
отдельно взятым учащимся. Учитель должен овладеть педагогическим
инструментарием, для того чтобы работа была эффективной, качественный и
результативной.
В реальном
учебном процессе технология обучения – это способ реализации содержания
обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм,
методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение,
поставленных целей.
В обучении химии и биологии разноуровневая
дифференциация имеет особое значение. Учителю важно учитывать как
познавательные интересы учащихся, так и индивидуальный темп их развития. Такой
подход основан на многоуровневом планировании результатов обязательной
подготовкиучащихся (усвоение минимума) и формировании повышенных уровней
овладения материалом. Учащиеся получают право и возможность выбирать
уровень обучения, учитывая свои способности, интересы, потребности, варьировать
свою учебную нагрузку, учиться адекватно оценивать свои знания. Самостоятельный
выбор задания дает дополнительную возможность самореализации ученику.
Таким
образом, основная цель разноуровневой дифференциации состоит в том, чтобы
создать условия для самореализации каждого ученика в соответствии с его
интересами и главное, возожностями. Эта технология позволяет учащимся реально
оценивать свои силы, а также видеть свои достижения. В результате повышается
интерес к предмету, между учителем и учащимися устанавливаются партнерские
отношения, снижается психологическое напряжение на уроках. Повышается качество
знаний и активность слабоуспевающих учащихся.
Применение данной технологии на уроках
позволило выявить объективный уровень каждого ученика группы. На каждом
занятии стало возможным предоставить ученикам ситуацию свободного выбора уровня
и темпа работы, проанализировать уровень самооценки знаний ученика.
Приведем категории учебных целей, разработанные Б.
Блумом.
Уровень |
Навыки |
Примеры заданий |
Типология заданий
|
Достижение цели |
1 – Знание |
Повторение или распознавание информации. |
Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать. |
Задания на воспроизведение нового материала
|
Ученик воспроизводит термины, знает конкретные правила, понятия, факты и т.д. |
2 – Понимание |
Схватывание (понимание) смысла информационных материалов. |
Описать, объяснить, определить признаки, формулировать по-другому. |
Задания на узнавание изученного явления, его интерпретацию и преобразование.
|
Ученик понимает факты, правила, интерпретирует схемы, графики. На основе имеющихся данных предположительно характеризует будущие последствия. |
3 – Использование |
Применение в сходной ситуации.
|
Применить, проиллюстрировать, решить. |
Задания на применение знаний (правил, теорий) на практике, то есть в новых конкретных условиях. |
Ученик использует ранее полученные знания не только в стандартных условиях, но и в новых ситуациях и правильно их применяет. |
4 – Анализ |
Определить части и структуру.
|
Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия. |
Задания на анализ материала, то есть выделение отдельных элементов и установление логики их взаимосвязи.
|
Ученик выделяет части целого и взаимосвязи между ними, видит упущения в логике рассуждений, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных. |
5 – Синтез |
Соединить части по-новому.
|
Создать, придумать дизайн, разработать, составить план. |
Задания на синтез, предполагающий умение объединить отдельные элементы в новое целое. |
Ученик делает творческую работу, предлагает план проведения какого-либо эксперимента, использует знания из нескольких областей. Это творческая переработка информации для создания нового целого. |
6 – Оценка |
Оценить значимость на основе критериев. |
Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать. |
Задания на оценку каких-либо явлений по определенным критериям.
|
Ученик может выделять критерии и следовать им, видит многообразие критериев, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, проводит различия |
Поуровневая организация процесса усвоения
знаний, освоения умений и навыков позволяет целенаправленно управлять этим
процессом, развивая наиболее существенные и необходимые его характеристики.
Пример задания
по таксономии Б. Блума по химии на тему «Раствор»
Цель |
Содержание |
Задания |
Знание |
Знать определение понятий: раствор, насыщенный и ненасыщенный раствор, массовая доля растворённого вещества, анализ, синтез, растворимость. Знать физические и химические свойства воды, способы её очистки и применение. |
1) Раствор - это …система, состоящая из молекул … и частиц … вещества, между которыми происходят … и … взаимодействия. 2) Массовая доля растворённого вещества - это отношение массы … к массе … . Напишите формулу для нахождения массовой доли растворённого вещества. 3) С какими из перечисленных веществ взаимодействует Н2О: Na, Au, CaO, H2, O2, SO3. Напишите уравнения осуществимых реакций. 4) Приведите примеры различных способов очистки воды от примесей. |
Понимание |
Понимать, что такое раствор, растворитель, растворённое вещество. Объяснять чем "насыщенный" раствор отличается от "концентрированного". Объяснять как при помощи анализа и синтеза можно доказать качественный и количественный состав воды. |
1) Чем раствор отличается от суспензии и эмульсии? 2) При открывании бутылки с кока-колой наблюдается бурное выделение газа. Чем это можно объяснить? 3) В чём заключается очистка питьевой воды? 4) Полезно ли пить дистиллированную воду? |
Применение |
Уметь приготовить раствор с определённой массовой долей растворённого вещества. Уметь наблюдать и описывать физические и химические свойства воды. Исследовать свойства воды и делать выводы из результатов проведённых химических экспериментов. Экономное и бережное отношение к использованию пресной воды в быту. |
1) Приготовьте 200 г 5%-го раствора поваренной соли. 2) Какие примеси можно отделить от воды с помощью: а) фильтровальной бумаги; б) делительной воронки; в) дистиллятора. 3) Приведите примеры реакций разложения, соединения и замещения с участием воды. 4) Как узнать, не пробуя на вкус, какой раствор сахара более сладкий: а) приготовленный из 250 г воды и 50 г сахара; или б) приготовленный из 50 г воды и 10 г сахара. |
Анализ |
Уметь сравнивать состав основных и кислотных оксидов, выявлять общие и существенные признаки сходства и различия, классифицировать объекты на основании существенных признаков. |
При взаимодействии воды с оксидами могут образовываться: а) кислоты; б) щёлочи. Приведите примеры уравнений химических реакций на каждый случай. Какие оксиды участвуют в данных реакциях? |
Синтез |
Уметь предлагать эксперимент, позволяющий доказать качественный и количественный состав воды и на основании полученных данных вывести её химическую формулу. |
Рассчитайте, в каких массовых отношениях реагируют водород с кислородом при получении 180 мл воды. |
Оценка |
Понимать значение воды для жизни на Земле, её использование в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве и т.д. Понимание необходимости сохранения чистой воды, охраны её и рационального использования. |
Население Земли составляет 7 млр. человек. Рассчитайте сколько пресной воды люди выпивают за год, если в сутки человек выпивает 1,5 л воды. |
Пример задания по таксономии Б. Блума по биологии на
тему «Кожа»
Цель |
Задания | ||||||||
Знание |
1. Прочитайте текст параграфа “Строение кожи”. Ответьте на вопрос: В каком слое кожи расположены рецепторы и кровеносные сосуды? 2. Составьте план рассказа на тему “Роль кожи в терморегуляции”. Необходимый материал найдите в тексте параграфа “Функции кожи”. 3. Основываясь на материале текста “Гигиена кожи”, объясните, почему кожа всегда должна быть чистой. | ||||||||
Понимание |
Прочитайте текст учебника и заполните таблицу: Виды повреждений кожи человека, симптомы, причины, меры первой помощи.
| ||||||||
Применение |
Уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме называют терморегуляцией. По каким признакам кожи можно увидеть процесс терморегуляции, происходящей в организме человека. | ||||||||
Анализ |
1. Как влияет алкоголь на кровеносные сосуды кожи? Почему пьяный человек может замерзнуть быстрее, чем трезвый? 2. Почему большой ожог кожи опасен для жизни? 3. Что такое “гусиная кожа”, каково значение этого явления?
| ||||||||
Синтез |
1. Почему перед началом закаливания рекомендуют вылечить больные зубы? 2. Почему в сырую погоду тяжело переносить и холод, и жару? 3. Что человек лучше переносит: холод или тепло? Докажите почему. | ||||||||
Оценка |
1. Представьте себе: Зима, вы тепло одеты, едите в автобусе, в котором жарко. Начинает болеть голова, появляется одышка, головокружение, шум в ушах, слабость, учащенно бьется сердце, мелькают “мурашки” перед глазами. Что происходит? Ваши дальнейшие действия. Объясните это явление с научной точки зрения. 2. Почему в жаркую погоду выделяется больше пота, чем мочи, а в холодную, наоборот, хотя и почки, и потовые железы являются органами выделения? 3. Опишите свойства следующих видов ткани: a. хлопчатобумажных; b. шерстяных; c. синтетических. При описании учитывайте следующие характеристики: · проницаемость ткани для воздуха, · проницаемость для влаги, · теплопроницаемость. Обоснуйте выбор тканей, из которых лучше сшить летнюю одежду. |