Использование
игровых технологий на уроках истории Казахстана
Активность в обучении - такое качество
деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной
потребность в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием
социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она
является следствием целенаправленного управленческого педагогического
воздействия и организации педагогической среды, то есть применяемой
педагогической технологии. Одной из форм обучения, которые могут развить
подобные навыки является дидактическая игра.
Игра - вид
активной деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного
опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В последнее
время, на уроках, очень часто приходится слышать от учеников: «А давайте лучше
поиграем!». Так почему же «лучше поиграем?»
Актуальность
игры:
Во-первых,
наверное, потому, что ученику по своей природе нравится играть. Игра — это
мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре
мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. Некоторые подростки
участвуют в играх, чтобы реализовать свои потенциальные возможности и
способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности. Другие —
чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом,
четвёртые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.
Во-вторых,
уникальная особенность игры состоит в том, что она позволяет расширить границы
собственной жизни учащихся, вообразить то, чего он не видел. В игре
активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание,
запоминание, интерес, восприятие и мышление.
В-третьих, в
игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока
противостоит пассивному слушанию или чтению. Игра эмоциональна по своей природе
и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и
запоминающейся. Порой, в процессе игры некоторых детей узнаешь с другой
стороны, раскрываются скрытые таланты, застенчивые учащиеся проявляют
незаурядные способности, пассивный ребёнок способен выполнить такой объём
работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
В-четвертых,
игра положительно влияет на формирование познавательных интересов. Она
содействует развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность. На
уроках дети активны, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно
слушают своих товарищей. Факторы, сопровождающие игру – интерес, чувство удовольствия,
радость. Все это вместе взятое, несомненно, облегчает обучение.
Практика
показывает, что уроки истории с использованием игровых ситуаций, делая
увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного
интереса учащихся. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть
элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе:
её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от
ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои
силы. Таким образом, реализуется принцип развития, который выражается не только
в развитии интеллекта, но и в обогащении эмоциональной сферы и становлении
волевых качеств личности, формировании адекватной самооценки.
Игра на уроке
истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется
определённая ситуация прошлого или настоящего. Игровое состояние, возникающее у
учащихся в ходе игрового урока – специфическое, эмоциональное отношение к
исторической действительности.
На уроках я
провожу много различных игр, привожу примеры некоторых из них.
Игра «Три предложения».Внимательно
прослушать и передать содержание рассказа тремя простыми предложениями. Эту
игру можно использовать при работе с текстом параграфа, записать три
предложения в тетрадь. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно
передает содержание. Надо отметить, что ученики, выполняя это задания,
допускают некоторые типичные ошибки, которые отдаляют их от победы: кто-то
переписывает готовые предложения, кто-то выбирают интересное, а не главное,
кто-то делает предложения слишком сложными и длинными.
Эта игра
помогает развивать очень важное умение - выделять главное, на котором
основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном
потоке, и умение составлять план, конспект, а так же в процессе игры происходит
определенная работа по развитию речи.
Игра «Чистая доска».Перед
объяснением нового материала в разных концах школьной доски, в произвольном
порядке, записываю вопросы (для удобства игры их необходимо пронумеровать),
которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой,
фрагментом карты и т.д. Они должны быть построены на материале изучаемой темы.
Далее говорю, что по ходу объяснения нового материала группа будет участвовать
в игре «Чистая доска». «Посмотрите на доску, она совсем не чистая, наоборот,
вся заполнена разными вопросами. Ответы на них будут содержаться в моем
рассказе. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на
какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то этот вопрос стирается.
Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой».
Другой вариант игры может включать небольшое соревнование: какой
ряд поможет стереть больше вопросов. В этом случае необходимо отмечать, какой
из рядов ответил на тот или иной вопрос.