Развитие
познавательной деятельности у дошкольников
В современном мире остается актуальной проблема
развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. С
исчезновением детских подвижных игр во дворах, ослабевает интерес к общению,
познанию окружающего мира. Дети все больше и больше погружаются в компьютерный
мир, перестают наблюдать за природой, не обзаводятся друзьями, не придумывают
игры или развлечения, не умеют фантазировать. Именно поэтому, родителям стоит
обратить особое внимание на развитие познавательной деятельности своего
ребенка, на его умение анализировать и размышлять, чтобы потом, с приходом в
дошкольное учреждение, он мог легко влиться в процесс обучения.
Каждый ребенок с определенного возраста
становится исследователем окружающего мира. Познание приходит к нему через его
ощущения и переживания. Чем больше ребенок видел, слышал, обдумывал тем
пытливее его ум и тем продуктивнее его исследовательская и творческая
деятельности.
У дошколят всегда повышен интерес ко всему, что
происходит вокруг. Каждый день они познают все новые и новые явления и
предметы, задумываются над причинами каких-либо событий, стремятся понять
природу наблюдаемых явлений. А преподавателю остается только направить в нужную
сторону эту любознательность, каждый раз подпитывать ее, усложнять задачу,
чтобы не пропал интерес.
Существует много способов формирования
познавательной деятельности у дошкольников. Например, самый излюбленный способ
– игры. «Игра представляет
собой подготовку к дальнейшей деятельности». - Д.Б.
Эльконин.
Игры способствуют обращению к личности ребенка,
развивают его лучшие качества, делают его разносторонним. Любой образовательный
процесс требует подчинения определенным правилам и игры помогают приучить
ребенка соблюдать их, развивают умение самому ставить перед собой рамки, таким
образом, воспитывая в себе культуру поведения и общения.
В дошкольный период именно игра является важными и неотъемлемым элементом ведения
занятий. В процессе игры ребенок учится писать, читать; развивать моторику рук
через лепку и аппликацию; проявлять свои лидерские качества на уроках
физкультуры или художественного труда.
Немаловажную роль играет стимулирование ребенка
на успех. Ребенок потеряет интерес к обучению, если на выходе его старания
будут равны нулю. Эта психологическая особенность ярко проявляется именно у
детей дошкольного возраста. Любое проявление и порыв ребенка должны
вознаграждаться похвалой, оценкой. Учитель отметит старания учащегося в школе,
а родитель дома.
Мало просто знать о каких либо приемах развития
познавательного интереса у дошколят, нужно уметь применять все эти способы,
нужно каждый раз искать и находить новые приемы подачи знаний. И преподносить
их таким образом, чтобы ребенок не просто наполнялся знаниями, а чтобы он
загорался желанием самостоятельно получать их.
Старкова Наталья Николаевна
учитель КПП КГУ «Московская СШ»